Ключевые слова: медицины, традиции, лечение, невежество, обман.
4. Традиционная Китайская медицина. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), прославившаяся особенно в последние годы различными сомнительными инициативами, одни свино-птичие гриппы чего стоят (привет всем от товарища Птаха-Порасюка из Булгаковских роковых яиц от 1925 года), определила традиционную китайскую медицину как одно из приоритетных направлений для распространения в XXI столетии. Согласно доктрине традиционной китайской медицины болезни материальной части организма следует лечить летом, поскольку они принадлежат «инь», отражающему осень и зиму, а нарушенные жизненные функции, принадлежащие «ян» комплементарному весне и лету следует лечить зимой. Оптимальный сезон для профилактики – летне-осенний. Большое значение в развитии болезней придается негативным эмоциям. К приемам традиционной китайской медицины относят иглоукалывание или акупунктуру, точечный массаж, прижигание и «китайские травы». Иглоукалывание имеет многообразные формы и способы введения специальных игл в определенные точки в коже. В последние годы все шире применяют различные виды и режимы воздействий на эти точки. Среди них: зональная терапия, рефлексология, нежная контактная рефлексология, развитая рефлексология, цубо-терапия, электропунктура и проч. Более сорока теорий, претендующих на объяснение базовых механизмов рефлексотерапевтического воздействия, не дали сколько-нибудь заметного продвижения в понимании их. Как и в других медицинских системах, получение в ряде случаев реальных ожидаемых и повторяемых в сходных клинических ситуациях результатов создает иллюзию понимания механизмов действия этих приёмов и приводит к неоправданному расширению диапазона клинического использования их. Абсолютное большинство подобных медицинских направлений их апологеты представляют как способы регуляции «энергоинформационного обеспечения жизнедеятельности организма человека». Очевидной химерой представляются здесь «энергоинформационные» характеристики, призванные отражать фундаментальные потоки бытия. Если это энергетические характеристики, тогда правомочен ряд принципиальных вопросов: в каком виде они представлены (квантовых значений, химических связей и пр.), в каких единицах они даны и какую размерность они имеют? Об этом никогда не говорится. Если это информационные характеристики, тогда что за уровень организации информации имеется в виду? Должны быть представлены разные уровни. В чем, в каких видах, и в какой размерности выражена информация? Наконец, кто или что «обеспечивает» организм этой химерой, и какова биологическая роль (для вида, особи и пр.) этого «обеспечения»? Ответов на эти принципиальные вопросы нет никаких, а рациональных ответов и быть не может.
5. Медицина обычная современная, иначе – ортодоксальная. Предполагается, что основная задача ортодоксальной медицины состоит в обеспечении сохранения и восстановления здоровья. Однако здоровье является категорией конвенциональной, более того – абстрактной. Поэтому ортодоксальную медицину было бы целесообразно определить как форму научной и практической деятельности человека, направленную на предотвращение и ликвидацию проявлений болезней, т.е. на управление болезнями. Но именно управления как раз и нет. Как обеспечить именно управление болезнями см. в моём руководстве для врачей «Управление болезнями». Сегодня сложилась парадоксальная ситуация. По оценке ВОЗ, от 65 до 80% населения отдают предпочтение традиционной (альтернативной) медицине как первичной для них форме здравоохранения, и лишь около 30% обращаются к ортодоксальной (она себя называет научной) медицине. Это уже следует воспринимать не как тревожный симптом, а как диагноз тяжелой болезни общества. Правда, и сама современная ортодоксальная медицина исходит из архаичной парадигмы, предполагающей феноменологический органоспецифический подход к болезни, от которой следует избавить пациента. Метафизический характер представлений ортодоксальной медицины об организации человека базируется на ятрохимии врача и мистика Парацельса, органной систематике анатома А. Везалия и теории функциональных систем физиолога П.К. Анохина. Следующий пост продолжит представление наиболее заметных ветвей и веточек (не корней, о них позже) медицины, которые предлагают себя сегодня страждущим.
4. Традиционная Китайская медицина. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), прославившаяся особенно в последние годы различными сомнительными инициативами, одни свино-птичие гриппы чего стоят (привет всем от товарища Птаха-Порасюка из Булгаковских роковых яиц от 1925 года), определила традиционную китайскую медицину как одно из приоритетных направлений для распространения в XXI столетии. Согласно доктрине традиционной китайской медицины болезни материальной части организма следует лечить летом, поскольку они принадлежат «инь», отражающему осень и зиму, а нарушенные жизненные функции, принадлежащие «ян» комплементарному весне и лету следует лечить зимой. Оптимальный сезон для профилактики – летне-осенний. Большое значение в развитии болезней придается негативным эмоциям. К приемам традиционной китайской медицины относят иглоукалывание или акупунктуру, точечный массаж, прижигание и «китайские травы». Иглоукалывание имеет многообразные формы и способы введения специальных игл в определенные точки в коже. В последние годы все шире применяют различные виды и режимы воздействий на эти точки. Среди них: зональная терапия, рефлексология, нежная контактная рефлексология, развитая рефлексология, цубо-терапия, электропунктура и проч. Более сорока теорий, претендующих на объяснение базовых механизмов рефлексотерапевтического воздействия, не дали сколько-нибудь заметного продвижения в понимании их. Как и в других медицинских системах, получение в ряде случаев реальных ожидаемых и повторяемых в сходных клинических ситуациях результатов создает иллюзию понимания механизмов действия этих приёмов и приводит к неоправданному расширению диапазона клинического использования их. Абсолютное большинство подобных медицинских направлений их апологеты представляют как способы регуляции «энергоинформационного обеспечения жизнедеятельности организма человека». Очевидной химерой представляются здесь «энергоинформационные» характеристики, призванные отражать фундаментальные потоки бытия. Если это энергетические характеристики, тогда правомочен ряд принципиальных вопросов: в каком виде они представлены (квантовых значений, химических связей и пр.), в каких единицах они даны и какую размерность они имеют? Об этом никогда не говорится. Если это информационные характеристики, тогда что за уровень организации информации имеется в виду? Должны быть представлены разные уровни. В чем, в каких видах, и в какой размерности выражена информация? Наконец, кто или что «обеспечивает» организм этой химерой, и какова биологическая роль (для вида, особи и пр.) этого «обеспечения»? Ответов на эти принципиальные вопросы нет никаких, а рациональных ответов и быть не может.
5. Медицина обычная современная, иначе – ортодоксальная. Предполагается, что основная задача ортодоксальной медицины состоит в обеспечении сохранения и восстановления здоровья. Однако здоровье является категорией конвенциональной, более того – абстрактной. Поэтому ортодоксальную медицину было бы целесообразно определить как форму научной и практической деятельности человека, направленную на предотвращение и ликвидацию проявлений болезней, т.е. на управление болезнями. Но именно управления как раз и нет. Как обеспечить именно управление болезнями см. в моём руководстве для врачей «Управление болезнями». Сегодня сложилась парадоксальная ситуация. По оценке ВОЗ, от 65 до 80% населения отдают предпочтение традиционной (альтернативной) медицине как первичной для них форме здравоохранения, и лишь около 30% обращаются к ортодоксальной (она себя называет научной) медицине. Это уже следует воспринимать не как тревожный симптом, а как диагноз тяжелой болезни общества. Правда, и сама современная ортодоксальная медицина исходит из архаичной парадигмы, предполагающей феноменологический органоспецифический подход к болезни, от которой следует избавить пациента. Метафизический характер представлений ортодоксальной медицины об организации человека базируется на ятрохимии врача и мистика Парацельса, органной систематике анатома А. Везалия и теории функциональных систем физиолога П.К. Анохина. Следующий пост продолжит представление наиболее заметных ветвей и веточек (не корней, о них позже) медицины, которые предлагают себя сегодня страждущим.