Глава 2 ИновремянинГлава 2. Иновремянин
Люди делятся на праведников,
которые считают себя грешниками,
и грешников, которые считают себя
праведниками.
(Б. Паскаль)
Британский астрофизик С. Хокинг в своей знаменитой книге «Краткая история времени» недоумевал, почему, если как он полагал, можно путешествовать в прошлое, к нам до сих пор еще никто не прибыл из будущего. Полагаю по той же причине, по которой человек не делится своими технологическими достижениями с признанными интеллектуалами животного мира: высшими приматами, дельфинами, осьминогами, собаками, воронами и крысами. Да и выездные циклы для диких племен, все еще обитающих на Земле наши образовательные учреждения не устраивают. Могут и съесть, чтобы не растягивать процедуру постепенного усвоения учебного материала, а сразу получить все знания опрометчивых учителей. Примеров сколько угодно. Достаточно вспомнить печальную участь многих миссионеров.
К тому же, практика показывает, что нередко попытки привить цивилизованность различным племенам и народностям оказывались для них фатальными. Эти прививки вызывали своего рода анафилактический шок по причине резких отличий чужеродных социальных субстратов. Так что от этой публики скрывать никто ничего не собирался. Однако порой все же проводились остроумные образовательные эксперименты, правда, мысленные. Пожалуй, наиболее ярким в этом отношении оказался опыт К. Чапека, описанный им в занимательном романе «Война с саламандрами». Но и там все закончилось трагично для существ, уровень эволюционного развития которых был ниже, чем у одолевших их людей.
Обычно технологические секреты охраняют хорошо. Но даже боги, подчас не в состоянии воспрепятствовать передаче стратегических секретов. Так и Ив, этот, по сути, диссидент из будущего, решил передать прошлому имеющиеся технологии, в частности управляемой вероятности событий. Этим он нарушил нравственные нормы своего времени, за что и был отправлен в своеобразную ссылку в наше время. Он был своего рода титаном Прометеем из будущего, в котором человечеству удалось, наконец, обеспечить прочный синтез практики высочайших нравственных принципов и соответствующей им по развитию уровень технологической культуры. Правда, удалось лишь в той мере, в какой позволял регулируемый уровень тектологической враждебности окружающей среды. Этот уровень можно снизить до безопасного значения, но нулевым он быть не может никогда.
Окружающая среда – эта своего рода контекстная база жизни, которая всегда определяет саму ее возможность и условия сохранения и продолжения. Обусловлено это системным превосходством внешней среды над любым ее объектом, включая человека. Лишь та категория, которую человек представляет как Бог, не нуждается в контексте, поскольку речь идет об абсолюте, и нет ничего в мироздании выше него в системном отношении. Таким образом, он сам для себя и окружающая среда тоже, в иных построениях – контекст. И теперь мне было обещано получить возможность управлять условиями среды, т. е. контекстной базой жизни, когда тектологическая враждебность становится регулируемой. Перспективы завораживали.
Однако человечество пока к такому подарку готово не было. Его нравственный потенциал был фрагментирован, да и сами фрагменты оказались размяты, размыты и неупорядочены, а мораль, как автономная, так и гетерономная имела множество изомеров, проявление которых носило нередко стохастический характер. Это все я прекрасно понимал. Именно поэтому, так старался засекретить все наши разработки, прежде всего, технологии, полученные от Ива. Хотя его изгнание из будущего представлялось как наказание, ему в нашем времени нашлось много дел, и не было похоже, что это ему в тягость. И такое отношение не вызывало недоумения.
Примеров отказа по разным причинам от благ и удобств цивилизации своего времени история дает немало. Вон Агафья Лыкова из России тоже не захотела переехать в город из своего убогого домика в тайге. Среди ее современников таких тоже было немало. Взять хотя бы знаменитого также российского непоседу Федора Конюхова, посвятившего свою жизнь покорению всех мыслимых земных полюсов, высот и пространств. Если для одних эти испытания были привычкой или страстью, для других они являют пример подвижничества с целью реальной или как будто реальной помощи людям. Здесь и французский врач Ален Бомбар, который на надувной лодочке в одиночку пересек Атлантический океан с целью показать потерявшим присутствие духа жертвам кораблекрушений возможность сохранить жизнь даже в этих обстоятельствах. Здесь и масштабное волонтерское движение, правда, члены которого не в пример, упомянутым героям чаще ничем практически не рискуют. Много, много таких примеров.
Ив смог прожить гигантскую по протяженности собственную жизнь. Во всяком случае, сколько лет ему в сегодняшнем масштабе времени, подсчитать невозможно. Потому, что невозможно сложить временные периоды с разными временными метриками. Ведь как только обстоятельства требовали, он мог мгновенно обеспечить почти 100% вероятность нахождения своего конформационного двойника в заданной точке пространства, вплоть до окрестностей горизонта событий черной дыры в центре любой галактики. При этом двойник мог быть только один, и в момент почти 100% вероятности пребывания одного в какой-либо точке пространства, другой там же находиться уже не мог, но с исчезающе малой вероятностью мог находиться в другой точке пространства.
Ив владел несколькими технологиями телепортации. Механизм перемещения при использовании одной из них был не только эффективным, но и требовал к тому же относительно небольших затрат энергии. Это была технология вероятностного управляемого самокопирования в любой точке пространства в любой момент как абсолютного, так и того времени, которое определяется метрикой наблюдателя. Мы назвали такой механизм хронотелепортацией. Это напоминает поведение обладающего волей электрона, который на орбите своего энергетического уровня по собственному разумению может в тот или иной момент времени равновероятно находиться в любой ее точке. Как же так может получаться?
Общий принцип эффекта мне был вроде бы ясен. Смущали некоторые детали. Так, еще в предположении Э. Шрёдингера от тысяча девятьсот тридцать пятого года индивидуальные частицы могут находиться в своеобразном состоянии запутанности (entanglement), когда они представляют собой некое неразделимое целое. Согласно парадоксу А. Эйнштейна, Б. Подольского и Н. Розена, описанного этими авторами также в этом урожайном на научные достижения году, между двумя разлетающимися фотонами сохраняется тесная связь, обеспечивающая взаимное мгновенное изменение состояния их. При этом передающий свое состояние фотон исчезает, а другой принимает его обличие. Этот эффект нам был уже известен как квантовая нелокальность. Работы исследовательских коллективов А. Цайлингера и Ф. Де Мартини дали тому и экспериментальное подтверждение. Более того, было показано, что этот эффект играет серьезную роль во многих биологических процессах, например, в ориентации птиц при перелетах, в механизмах фотосинтеза растений и других фундаментальных проявлениях жизни. Кстати, авторство самого термина квантовая телепортация принадлежит Антону Цайлингеру. Вообще-то этот термин является синонимом квантового запутывания.
Для нас оставалось непонятным, как же происходил обратный процесс? Как обеспечивается мгновенное перемещение двойника на галактические расстояния и как он восстанавливает свою также вероятностную доконформационную ипостась в прежнем времени и пространстве, но уже в соответствии с общей теорией относительности, в новом для себя возрасте?
Все же самую большую проблему я видел в предотвращении доступа к технологиям квантовой нелокальности со стороны криминала и политиков. Однако оказалось, что как раз последняя проблема решалась на удивление просто и радикально. Квантовая нелокальность – это однонаправленное качество любого пространственно-временного континуума. Она либо есть, либо ее нет. Если ее вероятностное проявление блокировать, возвращение в прежнее состояние невозможно.
Казалось, что разгадка была совсем близко. Поскольку каждый объект в пространственно-временном континууме, представляемый, например, в работах М. Арндта, А. Цайлингера и др., может вести себя как бесконечная в пространстве волна, и лишь в какой-то точке представлять собой физическую реальность, обеспечить контакт с любой точкой пространства – не проблема. При условии, что обе ипостаси самокопирующейся системы находятся в так называемом спутанном состоянии. Оставаясь частью этой системы, можно эту спутанность использовать для избавления от всего, что опасно и вредно для общества. Для этого, создав двойника опасной для общества личности, загоняем его за горизонт событий, откуда нет возврата.
Черная дыра нашей галактики, таким образом, превращается в галактическую Австралию и Сахалин XIX века, в зону вечной ссылки для всех тех, кто заслужил такую ссылку, что называется «без права переписки». Информация в любом виде из черной дыры выйти не сможет уже никогда. У черной дыры не может быть таких документалистов как россиянин А.П. Чехов, описавший ужасы сахалинской каторги или как британский подданный Франсуа-Моррис Лепайер, передавший в своих дневниках тяжелые картины каторги австралийской. Здесь смогло бы сработать лишь воображение калибра Данте Алигьери или Даниила Андреева, не ниже. Любопытно, на какой уровень своих сфер они поместили бы черную дыру, да и условия в ней фантазией этих великих мыслителей было бы интересно представить. Однако масштаб их мира не включал в себя такие области, в которых нашлось место черным и белым дырам наших галактик. А возможность создания квантовых систем какого угодно масштаба еще с работ 2010 г. Л. Ди Карло и Р. Шелкопфа не вызывала сомнений.
Понятно, что для паранойяльных личностей, прежде всего из политиков или криминала, данная технология должна быть недоступна. Поэтому, прежде чем она станет достоянием общества, необходимо создать механизм автоматической блокировки попыток овладения вероятностного управляемого самокопирования. Это стало на время главной темой работы нашей лаборатории. А пока день за днем проходили занятные трудовые будни.
Люди делятся на праведников,
которые считают себя грешниками,
и грешников, которые считают себя
праведниками.
(Б. Паскаль)
Британский астрофизик С. Хокинг в своей знаменитой книге «Краткая история времени» недоумевал, почему, если как он полагал, можно путешествовать в прошлое, к нам до сих пор еще никто не прибыл из будущего. Полагаю по той же причине, по которой человек не делится своими технологическими достижениями с признанными интеллектуалами животного мира: высшими приматами, дельфинами, осьминогами, собаками, воронами и крысами. Да и выездные циклы для диких племен, все еще обитающих на Земле наши образовательные учреждения не устраивают. Могут и съесть, чтобы не растягивать процедуру постепенного усвоения учебного материала, а сразу получить все знания опрометчивых учителей. Примеров сколько угодно. Достаточно вспомнить печальную участь многих миссионеров.
К тому же, практика показывает, что нередко попытки привить цивилизованность различным племенам и народностям оказывались для них фатальными. Эти прививки вызывали своего рода анафилактический шок по причине резких отличий чужеродных социальных субстратов. Так что от этой публики скрывать никто ничего не собирался. Однако порой все же проводились остроумные образовательные эксперименты, правда, мысленные. Пожалуй, наиболее ярким в этом отношении оказался опыт К. Чапека, описанный им в занимательном романе «Война с саламандрами». Но и там все закончилось трагично для существ, уровень эволюционного развития которых был ниже, чем у одолевших их людей.
Обычно технологические секреты охраняют хорошо. Но даже боги, подчас не в состоянии воспрепятствовать передаче стратегических секретов. Так и Ив, этот, по сути, диссидент из будущего, решил передать прошлому имеющиеся технологии, в частности управляемой вероятности событий. Этим он нарушил нравственные нормы своего времени, за что и был отправлен в своеобразную ссылку в наше время. Он был своего рода титаном Прометеем из будущего, в котором человечеству удалось, наконец, обеспечить прочный синтез практики высочайших нравственных принципов и соответствующей им по развитию уровень технологической культуры. Правда, удалось лишь в той мере, в какой позволял регулируемый уровень тектологической враждебности окружающей среды. Этот уровень можно снизить до безопасного значения, но нулевым он быть не может никогда.
Окружающая среда – эта своего рода контекстная база жизни, которая всегда определяет саму ее возможность и условия сохранения и продолжения. Обусловлено это системным превосходством внешней среды над любым ее объектом, включая человека. Лишь та категория, которую человек представляет как Бог, не нуждается в контексте, поскольку речь идет об абсолюте, и нет ничего в мироздании выше него в системном отношении. Таким образом, он сам для себя и окружающая среда тоже, в иных построениях – контекст. И теперь мне было обещано получить возможность управлять условиями среды, т. е. контекстной базой жизни, когда тектологическая враждебность становится регулируемой. Перспективы завораживали.
Однако человечество пока к такому подарку готово не было. Его нравственный потенциал был фрагментирован, да и сами фрагменты оказались размяты, размыты и неупорядочены, а мораль, как автономная, так и гетерономная имела множество изомеров, проявление которых носило нередко стохастический характер. Это все я прекрасно понимал. Именно поэтому, так старался засекретить все наши разработки, прежде всего, технологии, полученные от Ива. Хотя его изгнание из будущего представлялось как наказание, ему в нашем времени нашлось много дел, и не было похоже, что это ему в тягость. И такое отношение не вызывало недоумения.
Примеров отказа по разным причинам от благ и удобств цивилизации своего времени история дает немало. Вон Агафья Лыкова из России тоже не захотела переехать в город из своего убогого домика в тайге. Среди ее современников таких тоже было немало. Взять хотя бы знаменитого также российского непоседу Федора Конюхова, посвятившего свою жизнь покорению всех мыслимых земных полюсов, высот и пространств. Если для одних эти испытания были привычкой или страстью, для других они являют пример подвижничества с целью реальной или как будто реальной помощи людям. Здесь и французский врач Ален Бомбар, который на надувной лодочке в одиночку пересек Атлантический океан с целью показать потерявшим присутствие духа жертвам кораблекрушений возможность сохранить жизнь даже в этих обстоятельствах. Здесь и масштабное волонтерское движение, правда, члены которого не в пример, упомянутым героям чаще ничем практически не рискуют. Много, много таких примеров.
Ив смог прожить гигантскую по протяженности собственную жизнь. Во всяком случае, сколько лет ему в сегодняшнем масштабе времени, подсчитать невозможно. Потому, что невозможно сложить временные периоды с разными временными метриками. Ведь как только обстоятельства требовали, он мог мгновенно обеспечить почти 100% вероятность нахождения своего конформационного двойника в заданной точке пространства, вплоть до окрестностей горизонта событий черной дыры в центре любой галактики. При этом двойник мог быть только один, и в момент почти 100% вероятности пребывания одного в какой-либо точке пространства, другой там же находиться уже не мог, но с исчезающе малой вероятностью мог находиться в другой точке пространства.
Ив владел несколькими технологиями телепортации. Механизм перемещения при использовании одной из них был не только эффективным, но и требовал к тому же относительно небольших затрат энергии. Это была технология вероятностного управляемого самокопирования в любой точке пространства в любой момент как абсолютного, так и того времени, которое определяется метрикой наблюдателя. Мы назвали такой механизм хронотелепортацией. Это напоминает поведение обладающего волей электрона, который на орбите своего энергетического уровня по собственному разумению может в тот или иной момент времени равновероятно находиться в любой ее точке. Как же так может получаться?
Общий принцип эффекта мне был вроде бы ясен. Смущали некоторые детали. Так, еще в предположении Э. Шрёдингера от тысяча девятьсот тридцать пятого года индивидуальные частицы могут находиться в своеобразном состоянии запутанности (entanglement), когда они представляют собой некое неразделимое целое. Согласно парадоксу А. Эйнштейна, Б. Подольского и Н. Розена, описанного этими авторами также в этом урожайном на научные достижения году, между двумя разлетающимися фотонами сохраняется тесная связь, обеспечивающая взаимное мгновенное изменение состояния их. При этом передающий свое состояние фотон исчезает, а другой принимает его обличие. Этот эффект нам был уже известен как квантовая нелокальность. Работы исследовательских коллективов А. Цайлингера и Ф. Де Мартини дали тому и экспериментальное подтверждение. Более того, было показано, что этот эффект играет серьезную роль во многих биологических процессах, например, в ориентации птиц при перелетах, в механизмах фотосинтеза растений и других фундаментальных проявлениях жизни. Кстати, авторство самого термина квантовая телепортация принадлежит Антону Цайлингеру. Вообще-то этот термин является синонимом квантового запутывания.
Для нас оставалось непонятным, как же происходил обратный процесс? Как обеспечивается мгновенное перемещение двойника на галактические расстояния и как он восстанавливает свою также вероятностную доконформационную ипостась в прежнем времени и пространстве, но уже в соответствии с общей теорией относительности, в новом для себя возрасте?
Все же самую большую проблему я видел в предотвращении доступа к технологиям квантовой нелокальности со стороны криминала и политиков. Однако оказалось, что как раз последняя проблема решалась на удивление просто и радикально. Квантовая нелокальность – это однонаправленное качество любого пространственно-временного континуума. Она либо есть, либо ее нет. Если ее вероятностное проявление блокировать, возвращение в прежнее состояние невозможно.
Казалось, что разгадка была совсем близко. Поскольку каждый объект в пространственно-временном континууме, представляемый, например, в работах М. Арндта, А. Цайлингера и др., может вести себя как бесконечная в пространстве волна, и лишь в какой-то точке представлять собой физическую реальность, обеспечить контакт с любой точкой пространства – не проблема. При условии, что обе ипостаси самокопирующейся системы находятся в так называемом спутанном состоянии. Оставаясь частью этой системы, можно эту спутанность использовать для избавления от всего, что опасно и вредно для общества. Для этого, создав двойника опасной для общества личности, загоняем его за горизонт событий, откуда нет возврата.
Черная дыра нашей галактики, таким образом, превращается в галактическую Австралию и Сахалин XIX века, в зону вечной ссылки для всех тех, кто заслужил такую ссылку, что называется «без права переписки». Информация в любом виде из черной дыры выйти не сможет уже никогда. У черной дыры не может быть таких документалистов как россиянин А.П. Чехов, описавший ужасы сахалинской каторги или как британский подданный Франсуа-Моррис Лепайер, передавший в своих дневниках тяжелые картины каторги австралийской. Здесь смогло бы сработать лишь воображение калибра Данте Алигьери или Даниила Андреева, не ниже. Любопытно, на какой уровень своих сфер они поместили бы черную дыру, да и условия в ней фантазией этих великих мыслителей было бы интересно представить. Однако масштаб их мира не включал в себя такие области, в которых нашлось место черным и белым дырам наших галактик. А возможность создания квантовых систем какого угодно масштаба еще с работ 2010 г. Л. Ди Карло и Р. Шелкопфа не вызывала сомнений.
Понятно, что для паранойяльных личностей, прежде всего из политиков или криминала, данная технология должна быть недоступна. Поэтому, прежде чем она станет достоянием общества, необходимо создать механизм автоматической блокировки попыток овладения вероятностного управляемого самокопирования. Это стало на время главной темой работы нашей лаборатории. А пока день за днем проходили занятные трудовые будни.