Tegs: death, criterions, consciousness, mind, reflex, gene, propsy, law, systematic, order, entropy.
С языками жизни мы разобрались. Теперь черед языков смерти. Это те же языки, что и языки жизни, но с обратным знаком. Продолжаются и, похоже, никогда не прекратятся дискуссии на предмет формализации критериев смерти. Как определить момент безвозвратного ухода из жизни? Это вопрос с бесконечным нравственным, биологическим и прагматическим содержанием. Важнее, конечно, для понимания сути ответить на вопрос о биологическом содержании феномена смерти. В своем энциклопедическом словаре системных знаний я даю определение смерти, исходя из системных представлений. Итак, смерть мы предоставляем как "одну из форм биодинамической трансформации организма по основополагающим потокам бытия (материальному, энергетическому и информационному), отражающую необратимость процессов упорядоченности по всем уровням его системной организации". (В предыдущих постах это было). Момент смерти - это момент начала и последовательного распространения этих процессов на базовые системные элементы организма. На примере развития процесса смерти (а это именно процесс) человека это происходит в следующей последовательности. Сначала прекращается (именно прекращается) сознание - это уже диссоциализация, затем с прекращением деятельности развитого головного мозга теряются психические функции, с прекращением работы внецефальных нервных клеток организма исчезают рефлексы, прекращение работы генетического аппарата прекращает генерацию белка. Последним из жизни уходит в организме человека живой белок. Это именно тот момент, когда прекращает работу главный механизм жизни - ультравысокочастотная спонтанная обратимая конформационная динамика гидратации<>дегидратации. Это смерть полная. На любом из отмеченных этапов возможно искусственное поддержание жизни. Полагаю, что после фиксации момента гибели главного социального системного по содержанию атрибута человека - его развитого сознания, искусственное поддержание жизни не гуманно. Что же касается животных, которых человек использует в хозяйственных, эстетических и пищевых целях, то следует принять обоснованный морально и экономически критерий их смерти. Полагаю, что для животного, которого предполагается использовать для пищевых целей достаточным основанием для фиксации момента возможного использования его в пищу должно стать прекращение работы внецефальных нервных клеток. Таким образом, на этом уровне и растения и животные, которых употребляют в пищу, определяются по единому системному критерию. Любопытно, что этапы умирания живого отражают общую схему гибели памяти, которую французский психолог Т. Рибо определил как закон регресса памяти. Он, используя свои наблюдения и опыт коллег, вывел этот закон, согласно которому сначала человек теряет память на ближайшие события, потом на все более и более отдаленные от данного момента. Он убедительно показал, что заканчивается регрессия памяти потерей памяти инстинктивной. По системной эволюционной классификации это момент прекращения работы внецефальных нервных клеток. Известный австрийский гомеопат К. Геринг также вывел своеобразный закон, известный под его именем, согласно которому при гомеопатическом лечении симптоматика болезни разворачивается в обратном порядке. Сначала уходят последние по времени появления симптомы, затем все более старые. Итак, первый язык, который выключает смерть, возвещая о своем приходе человеку, это язык символов и знаков, которым оперировало развитое сознание. Второй язык - это язык мышления, на котором построена работа развитого мозга. Затем смерть выключает третий язык - язык рефлексов. Следующий язык, который выключает смерть - это язык генодинамики. Наконец, апофеоз смерти - выключается главный язык жизни - белок перестает быть живым. Предлагаю для живого белка использовать термин "propsy" от англ. protein - белок и psyche - душа, дух. Я имею в виду своего рода вечный дух жизни, которым считаю его конформационную динамику. По смыслу, но не по содержанию эта динамика может соответствовать гипотетическому наследственному веществу - "зародышевой плазме" или "идеоплазме" Августа Вейсмана, который ввёл (1892) этот термин. Я представляю вечным именно механизм, тогда как он - наследственный материал. Белок без сканирующего механизма - это неживой белок. Смерть сделала своё дело и её больше нет. Так что смерть - это все же только гость, хотя и неотвратимый в нашем развивающемся мире жизни. На языке термодинамики Э. Шрёдингер определял смерть как состояние максимальной энтропии. В этом мы убеждаемся по окончании последней стадии умирания любого организма.
С языками жизни мы разобрались. Теперь черед языков смерти. Это те же языки, что и языки жизни, но с обратным знаком. Продолжаются и, похоже, никогда не прекратятся дискуссии на предмет формализации критериев смерти. Как определить момент безвозвратного ухода из жизни? Это вопрос с бесконечным нравственным, биологическим и прагматическим содержанием. Важнее, конечно, для понимания сути ответить на вопрос о биологическом содержании феномена смерти. В своем энциклопедическом словаре системных знаний я даю определение смерти, исходя из системных представлений. Итак, смерть мы предоставляем как "одну из форм биодинамической трансформации организма по основополагающим потокам бытия (материальному, энергетическому и информационному), отражающую необратимость процессов упорядоченности по всем уровням его системной организации". (В предыдущих постах это было). Момент смерти - это момент начала и последовательного распространения этих процессов на базовые системные элементы организма. На примере развития процесса смерти (а это именно процесс) человека это происходит в следующей последовательности. Сначала прекращается (именно прекращается) сознание - это уже диссоциализация, затем с прекращением деятельности развитого головного мозга теряются психические функции, с прекращением работы внецефальных нервных клеток организма исчезают рефлексы, прекращение работы генетического аппарата прекращает генерацию белка. Последним из жизни уходит в организме человека живой белок. Это именно тот момент, когда прекращает работу главный механизм жизни - ультравысокочастотная спонтанная обратимая конформационная динамика гидратации<>дегидратации. Это смерть полная. На любом из отмеченных этапов возможно искусственное поддержание жизни. Полагаю, что после фиксации момента гибели главного социального системного по содержанию атрибута человека - его развитого сознания, искусственное поддержание жизни не гуманно. Что же касается животных, которых человек использует в хозяйственных, эстетических и пищевых целях, то следует принять обоснованный морально и экономически критерий их смерти. Полагаю, что для животного, которого предполагается использовать для пищевых целей достаточным основанием для фиксации момента возможного использования его в пищу должно стать прекращение работы внецефальных нервных клеток. Таким образом, на этом уровне и растения и животные, которых употребляют в пищу, определяются по единому системному критерию. Любопытно, что этапы умирания живого отражают общую схему гибели памяти, которую французский психолог Т. Рибо определил как закон регресса памяти. Он, используя свои наблюдения и опыт коллег, вывел этот закон, согласно которому сначала человек теряет память на ближайшие события, потом на все более и более отдаленные от данного момента. Он убедительно показал, что заканчивается регрессия памяти потерей памяти инстинктивной. По системной эволюционной классификации это момент прекращения работы внецефальных нервных клеток. Известный австрийский гомеопат К. Геринг также вывел своеобразный закон, известный под его именем, согласно которому при гомеопатическом лечении симптоматика болезни разворачивается в обратном порядке. Сначала уходят последние по времени появления симптомы, затем все более старые. Итак, первый язык, который выключает смерть, возвещая о своем приходе человеку, это язык символов и знаков, которым оперировало развитое сознание. Второй язык - это язык мышления, на котором построена работа развитого мозга. Затем смерть выключает третий язык - язык рефлексов. Следующий язык, который выключает смерть - это язык генодинамики. Наконец, апофеоз смерти - выключается главный язык жизни - белок перестает быть живым. Предлагаю для живого белка использовать термин "propsy" от англ. protein - белок и psyche - душа, дух. Я имею в виду своего рода вечный дух жизни, которым считаю его конформационную динамику. По смыслу, но не по содержанию эта динамика может соответствовать гипотетическому наследственному веществу - "зародышевой плазме" или "идеоплазме" Августа Вейсмана, который ввёл (1892) этот термин. Я представляю вечным именно механизм, тогда как он - наследственный материал. Белок без сканирующего механизма - это неживой белок. Смерть сделала своё дело и её больше нет. Так что смерть - это все же только гость, хотя и неотвратимый в нашем развивающемся мире жизни. На языке термодинамики Э. Шрёдингер определял смерть как состояние максимальной энтропии. В этом мы убеждаемся по окончании последней стадии умирания любого организма.