Амбиции человека не знают границ. Среди них и стремление покорить Природу, а она не покоряется. Вспомним призывы Ф. Бэкона и И.В. Мичурина. Последнего даже обвиняли в превращении своего сада, где он скрещивал различные сорта в «дом терпимости» растений, что растлевает религиозно-нравственные помыслы населения. Кстати похожие обвинения были в свое время и в адрес К. Линнея. К амбициозным проектам относятся и работы по очеловечиванию высших приматов, в частности, шимпанзе. Примеры из фольклора показывают представления человека о том, что не только животные и растения но, подчас и неодушевленные объекты могут «думать», «чувствовать» и «совершать поступки», точно следуя логике и этике самого человека. А отсюда недалеко и до очеловечивания наиболее развитых из них. Да и мысль классиков также нередко давала блестящие с литературной точки зрения подобные примеры некорректного в системном отношении представления. «Знаю теперь, как выедем на дорогу, он станет высекать огонь и закурит свою деревянную трубочку в медной оправе и с цепочкой, - думал мерин.- Я рад этому, потому что рано поутру, с росой, мне приятен этот запах и напоминает много приятного; досадно только, что с трубочкой в зубах старик всегда раскуражится, что-то вообразит о себе и сядет боком, непременно боком; а мне больно с этой стороны». (Л.Н. Толстой. Холстомер.). Порой даже профессионалы не только проводили параллель между логикой человека и логикой некоторых общественных животных, например термитов и муравьев, но и предлагали логику их «людям в качестве образца», как это делал немецкий энтомолог К. Эшерих. Абсурдом по той же причине являются и работы по «очеловечиванию» различных животных. Особенно популярными объектами для такого рода «исследовательских программ» являются высшие приматы. Среди многочисленных работ такого рода выделяется одна, проведенная семьей психологов из США. Они решили взять в свою семью 2-х летнего шимпанзе, где полагали обучать его и воспитывать как и собственного 10-месячного сына. Вначале все шло гладко, обезьяна развивалась быстрее. Но очень скоро этот эксперимент пришлось срочно прервать. Родители с ужасом обнаружили, что их ребенок, который уже начал было неплохо говорить и хорошо двигаться, эти свои качества быстро терял. При этом было очевидно, что он с большой охотой перенимал многие особенности поведения шимпанзе. Ничего удивительного в этом нет, поскольку любой природный процесс всегда стремиться к минимальной затрате необходимых для жизнедеятельности ресурсов. Отсюда, модель поведения системы менее организованной будет всегда предпочтительнее, нежели модель системы более организованной. Это в полном соответствии как с первым, так и со вторым началом термодинамики. Да и тектология свидетельствует об этом же. Особенно опасно для развития системы Homo sapiens L. влияние низкоэнергетических аттракторов в период социализации, т. е. до 4-х летнего возраста. Опасность эта сохранится и дальше, но там она не будет столь разрушительной. Это обстоятельство должно заставить педагогическое сообщество критически отнестись к моделям инклюзивного, и тем более ксенофильного образования. Понятно, что здесь проявляются противоречия между этической и прагматической сторонами образовательного процесса. Как бы там ни было, полагаю, что все участники подобных схем должны быть хорошо информированы о возможных последствиях. Механизмы и особенности экспериментов такого рода описаны в моих работах. Тут вот ещё занятный момент. Сегодня выделяют большие средства на проведение различного рода исследований, которые не только абсурдны с научной точки зрения, но и бессмысленны с точки зрения прагматической. Здесь можно привести остроумное высказывание безымянного автора в отношение вектора многих сегодняшних исследовательских пристрастий : «Сегодня в мире мы вкладываем в 5 раз больше денег в лекарства для мужской потенции и в силикон для женской груди, чем в лечение от болезни Альцгеймера. Через несколько лет у нас будут старухи с большими грудями и старики с крепким членом, но никто из них не сможет вспомнить, для чего это нужно». Судя по результатам, так оно и есть..
|