Нет оснований отрицать, что наличие сознания отличает человека от всего живого. При этом оно тектологически (по А.А. Богданову) ему враждебно. Казалось бы, что это пример очередного парадокса Природы, когда базовая ценность враждебна своему носителю. Однако парадокса здесь нет, поскольку каждый человек по отношению к другому человеку представляет окружающую среду с присущей ей тектологической враждебностью. Её оскопленный вариант в специальной литературе представляет внутри- и межвидовая борьба.
Теперь самое время определиться с содержанием использованных понятий. Все справочные издания предлагают лишь смысловые определения. В них иногда (очень редко) может проявляться индивидуальность авторов, но нас интересуют не они, а содержательные дефиниции. Однако вместо них мы находим лишь звонкие как пустое ведро семантические выкидыши. Вот один из них: "Сознание - это та бесформенная энергия, которая является самой сердцевиной вашей сущности". Это же загадка, а не определение. Во-первых, что это за энергия, к тому же бесформенная? Вид, размерность и т. д. Во-вторых, что такое (ваша) сущность, в которой что-то выполняет роль сердцевины? И это о главном качестве человека. Что домашняя, что академическая наука дают похожие образцы рассудительной семантики. Это уже из учебника для вузов. "Сознание человека — способность отделения себя («я») от других людей и окружающей среды («не я»), адекватного отражения действительности. Сознание базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального жизненного опыта и связано с речью (языком). На базе потребностей, как биологических, так и социальных и идеальных, формируются подсознание (автоматизированные, неосознаваемые навыки и формы поведения), сознание (знания, передаваемые другим индивидуумам), сверхсознание (творческая активность, интуитивное поведение)". Это не определение сознания, а его турбулентный поток.
В своих публикациях я определяю сознание (В. Рево, 1989-2006) как форму системной организации живого, проявляющую способность субъекта отражать в знаковой и символьной форме себя и окружающую среду в себе и себя в окружающей среде. В соответствии со Второй теоремой Гёделя природа сознания трансцендентна и доступна исчерпывающей формализации лишь с более высокого системного уровня. Там в идеале на сегодня представлен лишь Бог, в реальности там толпятся сонмы виртуальных самозванцев со своими обреченными попытками смысловых изысков.
Ближайший семантический родственник сознания - это осознание. Сознание - это высший уровень системной организации живого. Осознание - это высшая форма отражения.
Подробнее о предмете этого поста см. мои работы.
Следующий кристалл для затравки представит информация как мера ... .