Категория «человек» представлена в научной литературе или через смысле или в качестве абстракции. Смысл чего-то это всегда субъективный продукт. Любая абстракция является и субъективной и беспредметной. Ниже приведены некоторые типичные примеры предлагаемых определений категории «человек».
"ЧЕЛОВЕК – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни,субъект общественно-исторической деятельности".
"Человек – животное разумное, то есть: животное, как и все, но сверх того: говорящее, накапливающее опыт (культурное), преобразующее и целеполагающее (свободное)". Вот интересное наблюдение. Местныесиницы в Великобритании научились получать йогурт и сливки избутылок. Уличные торговцы обычно оставляют бутылки перед дверью.Птицы сделали отверстия в крышках, которые были сделаны из фольги идоступ к лакомству был получен. Здесь мы видим и опыт и целеполагание,но это все же синица, а не человек.
"ЧЕЛОВЕК - фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы". Здесь нужно заметить обращение к смыслу, а не к содержанию. И это отношение к "фундаментальной категории"!
Подобные определения мы не можем принять. Во-первых, эти бессодержательные конструкции имеют запредельную неопределённость. Во-вторых, системная организация человека представляется как система с нечёткими свойствами. К тому же, как показал Гёдель, для исчерпывающей формализации систем такого уровня организации необходим язык и понятийный аппарат более высокого уровня организации, чем тот, который имеет человек.
В своей энциклопедии системных знаний (2006) я предложил такое определение категории "человек": "Человек - системная категория,обозначающая носителя развитого сознания, прошедшего стадию социализации." Категория "сознание" ранее была представлена в одном из моих постов.
Человек - единственный вид на своём уровне системной организации.Информационный аппарат этого уровня организации – это системный синтез развитого головного мозга и внешней памяти. Внешняя память -это система символьного и знакового отражения себя и окружающей среды в себе и себя в окружающей среде.
В течение процесса развития живого на планете число видов образовавшихся в пределах каждого из пяти этапов эволюции экспоненциально уменьшалось.
Систематика относит человека к царству Animalia (животные), классуMammalia (млекопитающие), порядку Primates (приматы), роду Homo(человек), виду Homo sapiens sapiens или Homo sapiens L. (человек разумный).
Эпитет "разумный" в определении человека представляется некорректным. Это отражает история отношений человека в организации своего социального бытия и отношения к Природе.