До XVII в метафизика была основой методологии единой науки. В дальнейшем метафизика осталась обслуживать лишь гуманитарные науки. Однако чувственный опыт представляет лишь мир субъектных отношений, не более того. Но гуманитарии хотят относить себя к точным наукам. Амбиции гуманитариев откровенно проявляет самоназвание человека –Homo sapiens L. (человек разумный). Однако для этого нет ни объективных, ни субъективных оснований.
Масштаб процесса дивергенции естественных и гуманитарных наук с XVII в развивается с заметным ускорением. Естественные науки получили необходимый инструментарий, который обеспечил развитие химии, механики, оптики, астрономии и математику, как соответствующий язык к ним (Bacon F., Galilei G., Kepler J., Hobbes T., Descartes R., Fermat P. de, Huygens Ch.,Leeuwenhoek A.Ph., Van, Pascal B., Boyle R., Newton I., Leibniz G.). Тогда же Pascal B. и Leibniz G. независимо друг от друга создали механический прообраз компьютеров (суммирующие машины).
Предмет естественных наук – это мир физических отношений объектов, проявляющий содержание законов Природы. В естественных науках масштаб объектов может выходить за пределы доступного для изучения мира. Проблема исследователя состоит лишь в получении соответствующего инструментария.
Предмет гуманитарных наук – это мир конвенциональных отношений субъектов, представляющих смысл этих отношений. Базовые феномены этих отношений определяют раздражимость, возбудимость и отражение. В гуманитарных науках системная сложность предмета не позволяет обеспечить его исчерпывающую формализацию. Поэтому эти объекты относят к системам с нечеткими свойствами. Эти системы имеют высокий уровень неопределенности. На уровне человека этот уровень запредельный.
Человек не может себя непротиворечиво и исчерпывающе формализовать. Это относится и к Природе в целом, в которой человек – это лишь один из ее элементов. Научный мир узнал об этом от К. Гёделя в 1931 г. из его теоремы о неполноте и непротиворечивости формальных систем.
Можно измерить геометрические и физические параметры пространства, можно измерить время, но невозможно измерить мысли, чувства, главные этические категории – добро, зло. Можно рассчитать квант времени (спасибо М. Планку за его 5,39·10-44 с.) и эквивалент пространственной протяженности кванта времени (1,616·10-33 см. = 1, 616revo см.). Занятная размерность для человека, фамилия которого Revo. Для категорий гуманитарных наук объективных эквивалентов при переходе от мыслей к чувствам и проч. существовать не может, поскольку используют инструментарий не содержательный, а только смысловой, конвенциональный.
Как «черная дыра» не выпускает наружу видимый свет, так и субъектное содержание гуманитарных наук не способно выйти за пределы платоновского пространства смыслов. Оно, так же как и первородное время замкнуто само на себя. Разомкнуть его способна лишь такая сила, носитель которой находится на следующей после человека ступени эволюции. Процесс дивергенции естественных и гуманитарных наук объективен и драматически конечен. Все спекуляции о «сближении» естественных и гуманитарных наук беспредметны. Пропасть между ними будет лишь увеличиваться. В итоге она поглотит цивилизацию людей. Обезьяна выпустит, наконец, из рук гранату, чеку из которой вынули в XVII в.