Этот пост вызван недоумением после прочтения статьи «Сон = отдых» в одном из последних номеров журнала «Story». В ней, как и во многих других публикациях, включая и специальные издания, недопустимо смешаны два абсолютно разных представления о сознании как физиологическом и как системном феномене. Обладать сознанием и быть в сознании понятия различные по содержанию. Быть в сознании и после хорошего щелчка потерять его на какое-то время может даже муха, у которой сознания как системного качества нет. То, что сознание как физиологический феномен является продуктом деятельности всего головного мозга, не выделяя для него специфические анатомические части, убедительно представил еще И.М. Сеченов в своих работах 70-х годов XIX в. Забавно, что автор упомянутой статьи полагает, что сознание, «штука примитивная». И это в отношение самого совершенного на данном этапе эволюции уровня системной организации жизни!
Если коннотация слова человек – это, конечно, наличие сознания как системного качества, то коннотация сознания, как физиологического состояния – это способность животного реагировать на внешние стимулы. Сознание человека и сознание как физиологическое состояние, это омонимия, поскольку общий семантический элемент для большинства людей здесь связан с головой. Правда, порой эта связь бывает занятной. Являясь главным системным качеством человека, именно сознание обеспечивает отражение бытия в форме знаков и символов во внешней памяти. При этом сознание не может быть исчерпывающе им же формализовано по определению. Это еще в 1931 году показал К. Гёдель в своей второй теореме о неполноте.
Окончание в Post 2
Если коннотация слова человек – это, конечно, наличие сознания как системного качества, то коннотация сознания, как физиологического состояния – это способность животного реагировать на внешние стимулы. Сознание человека и сознание как физиологическое состояние, это омонимия, поскольку общий семантический элемент для большинства людей здесь связан с головой. Правда, порой эта связь бывает занятной. Являясь главным системным качеством человека, именно сознание обеспечивает отражение бытия в форме знаков и символов во внешней памяти. При этом сознание не может быть исчерпывающе им же формализовано по определению. Это еще в 1931 году показал К. Гёдель в своей второй теореме о неполноте.
Окончание в Post 2