Tegs: medicine, painting, doctor, psychosis, treatment, death.
Медицинский след в живописи Винсента Ван Гога.
В судьбе многих заметных личностей нередко можно обнаружить медицинский след. Так было и на творческом пути нидерландского художника (с 1886 во Франции) Винсента Ван Гога (Van Gogh, 1853 – 1890).
С 1888 г. резко помрачнела и увеличилась в своей экспрессии и до того яркая цветовая и психологическая палитра картин великого импрессиониста, который окончил свои дни в приюте для душевнобольных у врача-психиатра и художника любителя Поля-Фердинанда Гаше (Gachet P.-F., 1828-1909) так же нидерландца по происхождению, лечившего своих пациентов используя гомеопатический метод. Врачебная практика познакомила его со многими известными художниками, среди которых Г. Кюрбе, П. Сезанн, О. Ренуар, Э. Мане. Портрет этого доктора (1890 год) кисти Ван Гога сто лет спустя был продан на аукционе в Нью Йорке за рекордную для живописных произведений цену в 82,5 миллионов долларов. Историки искусства, биографы и врачи до сегодняшнего дня не пришли к единому мнению о природе душевного расстройства Ван Гога.
Одни, с полным на то основанием, предполагают развитие у него шизофрении. Агрессивность, суицидальные мысли и попытки, специфичность сюжетов тому дают основание. Другие исследователи его жизни и творчества с не меньшим основанием предполагают наличие у него маниакально-депрессивного психоза, сопровождающегося полярной сменой настроения, выраженной цикличностью течения, что также было характерно для его болезни. Правда, была ли в действительности очередная суицидальная попытка 29 июля 1890 г., которая оказалась фатальной, или это был несчастный случай, унесший жизнь этого великого художника сегодня с необходимой уверенностью сказать нельзя. Винцент Ван Гог в письмах к брату Тео не раз сетовал на то, что его угнетают резкие переходы от творческого подъёма к полному душевному, порой, смертельному отчаянию. Тем не менее, проводившиеся лечебные мероприятия были направлены главным образом на эпилепсию, так как приступам болезни нередко предшествовала характерная для этой болезни аура.
Любопытной представляется версия о хроническом отравлении Ван Гога, любителя абсента настоем наперстянки, который он мог длительно принимать согласно предписаниям врачей. В то время этот настой использовали при лечении эпилепсии. Полагают, что не случайно стебель наперстянки (Digitalis purpurea), зона естественного распространения которой включает Западную Европу, присутствует на портретах врача художника. Известно, что нередко при длительном использовании настоя этого растения, особенно в больших дозах, которые были характерны для того периода, развиваются разнообразные психические нарушения. Среди них особенно характерна так называемая ксантопсия, при которой действительность представляется главным образом в жёлтом цвете, к которому при этом развивается особенное пристрастие. Именно этот цвет преобладает на большей части картин Ван Гога. Доктор Т. Д. Попова в своем замечательном эссе «Очерки о гомеопатии» (1988), отметила: «В последние годы жизни Ван Гог явно предпочитал жёлто-зеленый колорит в своих работах. Несколько портретов его лечащего врача написаны в тех же тонах. В углу многих полотен – жёлтый цветок наперстянки. А ведь у наперстянки, которую тогда использовали, цветы темно-красные. Причина изображения растения крылась в том, что оно было постоянным лекарством художника в последние 2 года его жизни. Так что вполне естественно заподозрить: колорит картин Ван Гога тех лет – следствие побочного эффекта дигиталиса. Если бы лечащий врач художника знал об этом и снизил дозу, то к его пациенту вернулось бы нормальное зрение».
Однако цветовая гамма самых последних работ художника уже иная, что позволяет нам предполагать прекращение токсического действия наперстянки. Скорее всего, опытный гомеопат Поль Гаше использовал антидоты дигиталиса, которые могли постепенно избавить его беспокойного пациента от последствий длительного приема лечебных средств на основе этого растения. Это и определило трансформацию цветовой и экспрессивной тональности последних работ великого живописца. Кстати, именно доктор Гаше в прощальном слове у могилы Ван Гога сказал о нем как о великом художнике прозорливо предсказав его работам бессмертие.
Это, конечно, не единственный пример в истории, в частности в истории искусства, отражения в судьбе и творчестве выдающихся личностей состояния их душевного или физического здоровья. Полагаю, что собрание подобных примеров поможет объяснить многие загадки их жизни и творчества.
Медицинский след в живописи Винсента Ван Гога.
В судьбе многих заметных личностей нередко можно обнаружить медицинский след. Так было и на творческом пути нидерландского художника (с 1886 во Франции) Винсента Ван Гога (Van Gogh, 1853 – 1890).
С 1888 г. резко помрачнела и увеличилась в своей экспрессии и до того яркая цветовая и психологическая палитра картин великого импрессиониста, который окончил свои дни в приюте для душевнобольных у врача-психиатра и художника любителя Поля-Фердинанда Гаше (Gachet P.-F., 1828-1909) так же нидерландца по происхождению, лечившего своих пациентов используя гомеопатический метод. Врачебная практика познакомила его со многими известными художниками, среди которых Г. Кюрбе, П. Сезанн, О. Ренуар, Э. Мане. Портрет этого доктора (1890 год) кисти Ван Гога сто лет спустя был продан на аукционе в Нью Йорке за рекордную для живописных произведений цену в 82,5 миллионов долларов. Историки искусства, биографы и врачи до сегодняшнего дня не пришли к единому мнению о природе душевного расстройства Ван Гога.
Одни, с полным на то основанием, предполагают развитие у него шизофрении. Агрессивность, суицидальные мысли и попытки, специфичность сюжетов тому дают основание. Другие исследователи его жизни и творчества с не меньшим основанием предполагают наличие у него маниакально-депрессивного психоза, сопровождающегося полярной сменой настроения, выраженной цикличностью течения, что также было характерно для его болезни. Правда, была ли в действительности очередная суицидальная попытка 29 июля 1890 г., которая оказалась фатальной, или это был несчастный случай, унесший жизнь этого великого художника сегодня с необходимой уверенностью сказать нельзя. Винцент Ван Гог в письмах к брату Тео не раз сетовал на то, что его угнетают резкие переходы от творческого подъёма к полному душевному, порой, смертельному отчаянию. Тем не менее, проводившиеся лечебные мероприятия были направлены главным образом на эпилепсию, так как приступам болезни нередко предшествовала характерная для этой болезни аура.
Любопытной представляется версия о хроническом отравлении Ван Гога, любителя абсента настоем наперстянки, который он мог длительно принимать согласно предписаниям врачей. В то время этот настой использовали при лечении эпилепсии. Полагают, что не случайно стебель наперстянки (Digitalis purpurea), зона естественного распространения которой включает Западную Европу, присутствует на портретах врача художника. Известно, что нередко при длительном использовании настоя этого растения, особенно в больших дозах, которые были характерны для того периода, развиваются разнообразные психические нарушения. Среди них особенно характерна так называемая ксантопсия, при которой действительность представляется главным образом в жёлтом цвете, к которому при этом развивается особенное пристрастие. Именно этот цвет преобладает на большей части картин Ван Гога. Доктор Т. Д. Попова в своем замечательном эссе «Очерки о гомеопатии» (1988), отметила: «В последние годы жизни Ван Гог явно предпочитал жёлто-зеленый колорит в своих работах. Несколько портретов его лечащего врача написаны в тех же тонах. В углу многих полотен – жёлтый цветок наперстянки. А ведь у наперстянки, которую тогда использовали, цветы темно-красные. Причина изображения растения крылась в том, что оно было постоянным лекарством художника в последние 2 года его жизни. Так что вполне естественно заподозрить: колорит картин Ван Гога тех лет – следствие побочного эффекта дигиталиса. Если бы лечащий врач художника знал об этом и снизил дозу, то к его пациенту вернулось бы нормальное зрение».
Однако цветовая гамма самых последних работ художника уже иная, что позволяет нам предполагать прекращение токсического действия наперстянки. Скорее всего, опытный гомеопат Поль Гаше использовал антидоты дигиталиса, которые могли постепенно избавить его беспокойного пациента от последствий длительного приема лечебных средств на основе этого растения. Это и определило трансформацию цветовой и экспрессивной тональности последних работ великого живописца. Кстати, именно доктор Гаше в прощальном слове у могилы Ван Гога сказал о нем как о великом художнике прозорливо предсказав его работам бессмертие.
Это, конечно, не единственный пример в истории, в частности в истории искусства, отражения в судьбе и творчестве выдающихся личностей состояния их душевного или физического здоровья. Полагаю, что собрание подобных примеров поможет объяснить многие загадки их жизни и творчества.